Опыт работы
Опыт – важное, но не единственное условие
профессионального роста учителя. Он остается таковым, пока педагог продолжает
учиться сам.
Моя задача как учителя не только обучить школьников основным трудовым
навыкам, но и способствовать комплексному развитию детей, успешной практической
реализации знаний, умений и навыков, полученных ими по основам различных наук,
осознанному формированию их профессионального выбора, готовности к
самостоятельной трудовой деятельности.
Я считаю, что в каждом человеке заложен творческий потенциал, который и
обязан раскрыть учитель. Сегодня очень важно не сформировать, а найти,
поддержать развить человека в человеке, заложить в нем механизмы
самореализации, саморазвития, самовоспитания, помочь человеку жить в мире
и согласии с людьми, природой, культурой, чувствовать свою сопричастность к
судьбе родного края. И здесь огромную роль и могут сыграть уроки
технологии, занятия в системе дополнительного образования.
На мой взгляд, сегодня особую важность для учителя технологии
приобретает использование культурологического подхода в обучении, знакомство
учащихся с материалами из истории народных промыслов, ремёсел,
изучение традиций декоративно-прикладного творчества своей малой Родины. Именно
это и побудило меня к разработке и апробации образовательной программы по
технологии в 8-х классах «Народное искусство Тверской земли», программы
дополнительного образования для учащихся 1-8-х классов «Декоративная работа с
тканью. Поделки своими руками».
Каким я вижу сегодня урок технологии? Каким он является в моей
повседневной практике? Чтобы больше заинтересовать предметом своих учеников,
подготовить их к будущей самостоятельной жизни, к решению нестандартных
творческих задач, я активно использую на уроке проблемные ситуации,
ввожу элементы занимательности, применяю разнообразный дидактический и
наглядный материал, использую тематические стенды, материалы школьных
выставок, сеть Интернет. Готовясь к занятиям, планирую не только свои действия,
но и содержание работы учащихся, стараюсь предусмотреть возможные
трудности и пути их преодоления, а также учитываю индивидуальные особенности
учеников. Ценным подспорьем при этом является моя «методическая копилка»:
поурочные комплексные планы и разработки по всем темам учебной программы для
всех классов, технологическая документация, электронные презентации к
урокам и другие цифровые образовательные ресурсы.
В современной школе, несомненно, все большее место отводится такому
комплексному средству обучения, как компьютер. Овладение им - задача каждого учителя. Использование компьютера на занятиях по технологии имеет свои
особенности, связанные с продуктивным характером деятельности учащихся.
Работа учащихся на уроках технологии дополняется
творческо-проектной деятельностью, организуемой учителем. Использование метода
проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении
технологии, интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных
дисциплин, на разных этапах обучения. Для успешного руководства этой работой
учителю также необходима соответствующая подготовка.
Особенность практической работы, связанной с проектированием,
- более глубокий творческий контакт учителя и учеников, совместный поиск и
выбор перспективных объектов труда, сбор и анализ необходимой информации,
обсуждение конструкторско-технологического обеспечения выполняемых изделий.
Причем при определении тем проектных работ я стараюсь максимально учесть мнения
и пожелания учащихся.
Сегодня ребята ищут и выбирают материалы для своих творческих работ
самостоятельно. Многими интересными находками я сама делюсь с детьми. За
годы работы в школе у меня накопился большой методический материал. В кабинете
и рекреациях гимназии оформляются постоянно действующие выставки,
посещая которые дети визуально как бы общаются между собой и делают для себя
определенные выводы. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать».
Развитию творческих способностей учащихся, их воображения, фантазии,
мастерства способствует организация занятий в студии декоративно-прикладного
искусства"Город Мастеров", которое посещают учащиеся гимназии с 1 по
10 класс. Удивительные работы, выполненные в различной технике
декоративно-прикладного искусства, становятся победителями и призёрами выставок
и конкурсов муниципального и регионального уровня, российского и международного
уровней(«Мир аппликации», «Мир мозаики», «МЧС глазами детей», «Зеркало
природы», "Пасхальное яйцо"и других). Так, благодаря умелым рукам
детей, посещающих моё дополнительное объединение, в год юбилея Великой Победы
для ветеранов Великой Отечественной войны было изготовлено более 250 поздравительных
открыток в различной технике (вышивка лентами, работа с гофрированной бумагой,
бисером и т.д.). Участие детей в этой акции показало, как важно сегодня
воспитывать добрых, внимательных, чутких граждан России, способных любить свою
большую и малую Родину, хранить память о её героическом прошлом.
Умение творить прекрасное своими руками,
чувствовать прекрасное рядом, осознавать красоту и неповторимость уникального
творчества той земли, которая взрастила тебя и твоих предков, чувствовать, что
ты приносишь своим творчеством радость людям этой земли – в этом
заключается нравственная сущность преподаваемого мною предмета, суть моей
педагогической философии и инновационного опыта.